В
отличие от других видов анимации, в которых художественное решение играет
доминирующую роль, графика аниме находится под сильным влиянием канонов и
шаблонов, а потому обычно играет подчиненную роль по отношению к другим
аспектам анимационного произведения. Она лишь средство передать те концепции,
которые создатели фильма хотят в нем выразить, но никак не самоцель.
История
современного аниме отсчитывается от первого сериала Тэдзуки - "Могучего
Атома". Именно в нем Тэдзука впервые выразил принципы "ограниченной
анимации" ("limited animation"), легшие затем в основу
дальнейшего развития аниме. В приложении к японской анимации эти принципы
означали экономию на подробности изображения движения (за счет уменьшения
количества "кадров в секунду"), но повышенное внимание к сложности
дизайна персонажей и фонов.
Художественные
решения, предложенные Тэдукой, нашли понимание у зрителя, а в дальнейшем, за
счет увеличения финансирования, удалось довести количество кадров в секунду до
мировых промышленных стандартов, не теряя при этом качества прорисовки
персонажей.
Тем
не менее, реальность мира анимации такова, что финансирование никогда не бывает
достаточным, и экономить приходится в любом случае. Для этого были разработан
ряд художественных приемов, позволявших заново использовать уже нарисованные
фрагменты (скажем, включение в сериал серии с повторением ранее произошедших
событий) и активно использовать стоп-кадры и статические изображения.
Классическим
признаком графики аниме считаются т.н. "большие глаза" -
непропорционально большие зрачки персонажей. Это не совсем верно. Изначально
большие, "светящиеся" глаза персонажей с большими ресницами появились
в сёдзё-манге, поскольку они на Востоке традиционно считались красивыми.
Вообще,
глаза - центральный объект лица персонажа в японской эстетике,что символизирует
готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем пропорционально меньше
глаза персонажа, тем менее у него развиты эти способности, поэтому
"большие глаза" - это всегда признак юности.
Однако,
за пределы сёдзё-манги настоящие "большие глаза" начали выходить
только в конце 1980-х годов. До этого в аниме доминировали анатомически
пропорциональные глаза, которые, впрочем, все равно были больше, чем глаза
персонажей в западной анимации.
Наиболее
существенно "большие глаза" представлены в рамках стиля сёнэн-аниме
"каваи" ("прелесть"), появившегося в начале 1990-х годов.
Особенность этого стиля заключалось в том, что главными персонажами таких аниме
стали девушки, которые, по законам восприятия сёнэн-аниме, должны были быть
сексуально привлекательны для зрителя. Поэтому создатели стиля
"каваи" взяли для него эстетику сёдзё-манги, изначально ориентированной
на создание "прелестных" персонажей.
Еще
один необычный стиль, о котором стоит упомянуть, - это стиль
"супер-деформд" ("сверх-искаженный"). Речь идет о
непропорциональном, комическом стиле, также появившемся в аниме в конце 1980-х
- начале 1990-х. В рамках этого стиля персонажи изображаются как младенцы - с
огромной головой размером с туловище. Изначально этот стиль появился в пародии
студии "Санрайз" на их собственный сериал "ГАНДАМ", а потом
стал активно использоваться в комических отступлениях "серьезных" аниме.
Возникновение дополнительного стиля, маркирующего комические фрагменты,
добавило новое измерение в мир канонов искусства аниме.
Параллельно
"необычным" стилям все больше поклонников, особенно среди старшего
поколения зрителей, находит "реалистичный" стиль, характеризующийся
пропорциональными чертами лица и единством художественного решения аниме.
Видимо,
в дальнейшем не стоит ожидать доминирование какого-либо из стилей - каждый из
них находит свою собственную культурную нишу.